Общее·количество·просмотров·страницы

четверг, 17 апреля 2014 г.

ФГОС: готовимся и внедряем

ФГОС: готовимся и внедряем
  «Великая цель образования
это не знания, а действия»
Гербер Спенсер

Жизнь так устроена, что в ней постоянно все меняется, развивается, обновляется. Не стоит на месте и образование. Хотя часто задаешься вопросом: «Куда же на самом деле движется наше образование?» За несколько  последних лет там произошло столько изменений, что диву даешься.
   Уже стало привычным и использование сочетания  «ФГОС». Множественные курсы повышения квалификации, педсоветы, совещания, семинары  погружают   нас все глубже в эту тему. И мы понимаем, что нужно работать как-то по – другому. А вот действительно ли так уж и по- другому? Или новое – это хорошо забытое старое? История человечества развивается по спирали, с каждым новым витком поднимаясь все выше. Так и ФГОС, по нашему мнению, это новый, более высокий виток в образовании. И если учителя начальных классов уже внедряют на практике ФГОС, то мы, учителя среднего звена, только готовимся, присматриваемся, пробуем вводить какие – то новые элементы. Мы полностью согласны с тем, что в современных условиях должен быть системно- деятельностный подход  в обучении. Именно включая ребенка в деятельность, происходит его заинтересованность. А если ему интересно, то он начинает искать, анализировать, отбирать нужную информацию, находить контакт с другими людьми, думать.  Таким образом, ученик начинает действовать, добывать самостоятельно знания. 
   Но разве до внедрения ФГОС мы не использовали технологии развивающего обучения, критического мышления (стадии: вызов, осмысление, рефлексия), разве не использовали связь с жизнью, другими учебными предметами, не опирались на передовые опыты лучших педагогов, не развивали ЗУН, не включали детей в деятельность?  Многое уже было. Но, конечно, внедрение ФГОС вносит свои коррективы в духе времени. Нам необходимо развивать разносторонне развитую личность, конкурентоспособную, самостоятельную, ответственную, коммуникативную, умеющую принимать обоснованные, важные решения, умеющую работать в команде и работать на перспективу. Меняется не только деятельность ученика, но, в первую очередь, деятельность педагога. Если учитель «пропустит» через  себя понимание  необходимости изменить свое отношение к подготовке урока,  вовлечению детей в добывании знаний, то уроки и внеклассная работа поднимутся на новый уровень. А это сделать педагогу сложнее всего. Ведь не зря бытует мнение, что учителя  достаточно консервативны. Конечно, легче прийти на урок и провести его в традиционной форме, чем тщательно продумать каждый элемент урока: создать правильную мотивацию, увидеть проблему,  поставить цели и задачи, продумать виды и формы деятельности учеников и самого себя, разработать критерии оценивания, провести рефлексию и т.д. Дети получают свободу выбора, возможность высказывать и отстаивать свое мнение, сравнивать, работать в группах, оценивать себя и других, т.е быть активными участниками всего процесса.  И как показывает наш личный опыт, такие уроки и мероприятия ученикам нравятся и запоминаются больше всего.
   Большую роль во внедрении ФГОС играет проектная деятельность. Именно работа над проектом, исследование проблемы с разных сторон, работа в команде, умение договариваться, добиваться результата воспитывают качества человека 21 века. Сложнее всего дело обстоит с оцениванием. Именно эта сторона остается самой «западающей» и сложной. На ум приходит то, как учили раньше детей рецензировать ответ товарища: полный или неполный ответ, раскрыта ли тема, нет ли фактических ошибок, что понравилось, что не понравилось  и т.д. Если перевести это на современный язык, то это тоже один из видов оценивания, причем очень даже неплохой. Во время проведения проекта важно «погружение», введение учеников в тему. Именно на этом этапе зарождается интерес, возникают вопросы, которые решаются как поставленные проблемы исследований. И здесь  педагог должен уметь проявить гибкость. Возможно, что дети выдвинут свои новые идеи, найдут новые направления работы, по интересам создадут команды, внесут свои коррективы. И это здорово! Дети начали думать!!! Процесс пошел. Роль учителя - составить вместе с детьми план проекта, хотя сам педагог задолго до начала проекта уже все «прокручивает», продумывает, составляет. Работа в проекте дает результаты, если дети работают с желанием, «не из-под палки», если дети сами хотят научиться чему-то новому, попробовать свои силы. И опять же понятно, насколько важна здесь роль учителя. Учитель выступает здесь в роли заводилы, направляющего учеников на работу, консультанта, помощника. Работа с критериями оценивания на разных этапах проекта позволяет детям учиться самим себя оценивать, а также оценивать работу в группах и результаты своего труда. Выполняя первые проекты по математике «Знакомство с пропорциями», «Знакомство с геометрией» казалось, все было хорошо, но позднее, когда мы начали работать с оцениванием, то работа в проектах стала более осмысленной и конкретной, развивающей (проект «Математические забавы», «Загадочное число «Пи»).
   Однако, внедрение ФГОС – это проблема не только учителя, но и целого аппарата ученых, специалистов разных уровней, методистов. Нужна крепкая база. Поднимая планку в формировании УУД, мы не учитываем, что дети стали другими. Мы имеем в виду не только то, что многие из них с трудом осваивают школьную программу, но и то, что с каждым годом, например, растет число леворуких детей. А это тоже работа для специалистов. Кроме того, обязательно нужно обращать  внимание на работу с высокомотивированными учащимися. Таким «звездочкам», от природы обладающим острым умом, быстро надоедают однообразные стандартные задания, поэтому при работе с этими детьми нужно давать им возможность попробовать свои силы в новой, неклассической ситуации, когда владения теоретическим материалом недостаточно для успеха. Здесь необходим простор для творчества, нестандартного мышления и «полета фантазии». При этом, конечно, нужно учесть возрастные особенности учащихся и их ведущую деятельность в этот период.

   В итоге, учитель, внедряющий ФГОС в свою деятельность, должен четко понимать, какие цели и задачи он преследует в процессе своей работы, какие формы и виды деятельности должен применять для достижения поставленных целей, каким образом вовлекать класс в деятельность и как оценивать результат проделанной ими работы. В этом смысле учитель выступает в роли наставника, друга, психолога. Изменяющийся с колоссальной скоростью мир заставляет меняться и его. Постоянный поиск, любовь к детям и позитивный настрой — без этого внедрение ФГОС невозможно осуществить никаким образом. Новые веяния, методики, направления сделают работу учителя, безусловно, креативной, творческой и интересной. 

вторник, 9 октября 2012 г.

Математический конкурс "Волшебный сундучок"

Конкурс «Волшебный сундучок» – это заочный конкурс по математике для школьников, который проводится Электронной школой совместно с Московским физико-техническим институтом этой осенью.

Цель конкурса - дать ребятам возможность опробовать свои силы, проявить себя, подготовиться к другим математическим конкурсам и олимпиадам.

Ученикам 4-9 классов предлагаются нестандартные интересные задачи по математике, которые они могут решить дома, оформить свои решения и отправить через Интернет. На решение задач отводится 8 дней.

Задания конкурса отличаются как по сложности, так и по способу оформления. Для задач первой части достаточно выбрать правильный ответ из числа предложенных. Для второй части необходимо привести подробные пояснения и обоснования хода решения. Подводя итоги, жюри будет учитывать обоснованность рассуждений, полноту решения и его оригинальность.

Победители конкурса будут награждены дипломами и призами. Все участники получат электронный сертификат участника.

Участие в конкурсе требует предварительной регистрации на сайте конкурса и оплаты оргвзноса. У учителей и родителей есть возможность зарегистрировать своих учеников и детей, а также загрузить их работу.

В прошлом конкурсе Электронной школы «Золотой ключик» 2012 приняли участие более 10 тысяч школьники из 755 населенных пунктов в 75 регионах России. 600 призеров получили дипломы 1, 2 и 3 степеней, похвальные грамоты.

Важные даты:


  1. 6 октября в 12:00 по московскому времени задания «Волшебного сундучка» стали доступны всем участникам конкурса в рабочем кабинете.
  2. Прием заданий и оплата оргвзносов заканчивается 14 октября в 16:00 по московскому времени.


Задания конкурса опубликованы!


Они доступны всем зарегистрированным участникам. Ждать пока будет оплачен оргвнос - нет необходимости. Можно сразу после регистрации приступать к решению задач.

Горячая линия конкурса: +7 (495) 504-36-16 (с 10 до 17 по Москве ежедневно)


Категория
Образование > Дополнительное

Дата создания
28 сентября 2012

Участники
26428

вторник, 29 мая 2012 г.

Веселая математика летом


Он грызун не очень мелкий,
Ибо чуть побольше белки.
А заменишь «У» на «О» -
Будет круглое число.
Я приношу с собою боль,
В лице большое искаженье.
А «Ф» на «П» заменишь коль,
То сразу превращусь я в знак сложенья.
Коль в треугольнике угол прямой,
Я называюсь его стороной.
Букву последнюю мне поменять -
Буду, как ветер, вас по морю мчать.
С буквой «Р» - с овцы стригут,
В нити прочные прядут.
А без «Р» - нужна для счёта,
Цифрой быть - её работа.
Число я меньше десяти.
Меня тебе легко найти.
Но если букве «Я» прикажешь рядом встать,
Я всё: отец, и ты, и дедушка, и мать.
Читаем мы направо смело -
Геометрическое тело.
Прочтём же справа мы налево -
Увидим разновидность древа.
Рождаюсь на мебельной фабрике я
И в каждом хозяйстве нельзя без меня.
Отбросишь последнюю букву мою -
Названье большому числу я даю.
Я с «Л» смягчённым - под землёй,
Бываю каменный и бурый.
А с твёрдым - в комнате твоей
И в геометрии фигура.
С «Д» - давно я мерой слала,
С «Т» - уж нету выше балла.
Счастливой цифру ту считают,
При счете её применяют.
А «М» вот на «Т» поменяли -
И рыбы немало поймали.
С «К» - для продуктов годна,
С «М» - для сложенья нужна.
С «Ш» - для счёта я нужна,
С «М» - обидчикам страшна!
С глухим шипящим -
Кругл, как мячик.
Со звонким -
Как огонь, горячий.
С глухим шипящим я -
Числительное.
Со звонким - имя
Существительное.
С «К» - фигура без углов,
С «Д» - дружить с тобой готов.

С «В» - отрезок не простой -
С направлением, с длиной.
С «С» же станет частью круга,
Что  дуга стянула туго.
Геометрическое тело,
А в нём вода вскипела.
Первый слог - нота,
Второй слог - нота.
А в целом -
Только часть чего-то.
Игра - в ней лошади нужны,
К игре проступок пристегни.
И называй, дружочек, смело
То, что давно уже не цело.

Предлог стоит в моём начале,
В конце же - загородный дом.
А целое мы все решали
И у доски, и за столом.
Две ноты - два слога,
А слово - одно,
И меру длины
Означает оно.
Вначале - двойка. Далее - мужчина,
Высокого он титула и чина.
А слово целиком - обозначенье,
Дробящее на дозы обученье.
Первую в школе все изучают,
Ну а второй из двустволки стреляют.
Третью исполнят  нам два барабана
Иль каблуки отобьют её рьяно.
Первая - такой многоугольник,
Знать который должен каждый школьник.
На второй гимнасты выступают,
Их она под купол поднимает.
Первую находим, вычисляем,
Много формул для неё мы знаем.
На второй же митинги, парады,
Погулять по ней всегда мы рады.
Первый можно завязать,
Если галстук папин взять.
А второй, словарь листая, -
Мера скорости морская.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СЛОВА

Пользуясь подсказками в скобках, отгадайте сами слова и названия геометрических фигур, которые в них «вписались».

ЗА _ _ _ _ _   (Процесс заострения предмета).
ВЫ _ _ _ _ _  (Конструктивный элемент одежды).
ФОР _ _ _ _ _  (Часть окна).
ЛАС _ _ _ _ _  (Птица).
КИС _ _ _ _ _  (Инструмент художника).
КАР _ _ _ _ _  (Жёлтая, электронная, телефонная...).

понедельник, 12 марта 2012 г.

Математики - юбиляры 2012 года

525 лет
Михаэль ШТИФЕЛЬ (19 апреля 1487 – 19 апреля 1567)
Немецкий математик и богослов. В работе «Полная арифметика» (1544) дал теорию отрицательных чисел и сформулировал правило деления на дробь. Ввел понятия «корень» и «показатель степени», впервые рассмотрел дробный и нулевой показатель степени. Опубликовал правило образования биномиальных коэффициентов. Высказал идею, которая позже легла в основу теории логарифмов: сопоставить геометрическую и арифметическую прогрессии, благодаря чему умножение можно заменить сложением. Это помогло И. Бюрги и Дж. Неперу создать логарифмические таблицы и разработать логарифмические таблицы и разработать логарифмические вычисления.

500 лет
Герард МЕРКАТОР (5 марта 1512 – 2 декабря 1594)
Фламандский картограф и математик. Разработал математически обоснованные принципы составления географических карт, цилиндрической равноугольной проекцией (проекция Меркатора, введена в 1569) пользуется до настоящего времени при составлении морских и аэронавигационных карт. Меркатор вычислил координаты магнитного полюса Земли и первым указал на его несовпадение с географическим полюсрм.

425 лет
Иоахим ЮНГ (22 октября 1587 – 3 октября 1657)
Немецкий математик и логик. Автор формулы, выражающей объем тетраэдра через длины ребер. Пытался построить логику как математическое исчисление. Он установил отличие цепной линии от параболы (в 1646 г. это обосновал Х. Гюйгенс), доказал, что форму параболы имеет подвешенная за два конца нить, на которую действует нагрузка, равномерно распределенная вдоль горизонтали. Подчеркивал, что математика есть основа всех научных дисциплин. Один из идеологов реформы математического образования в Германии.

325 лет
Роберт Симсон (14 октября 1687 – 1 октября 1768)
Шотландский математик. Пропагандировал геометрические методы древних ученых. Его «О конических сечениях» была выдержана в считавшемся устаревшим стиле Аполлония Пергского. Именно в этой работе впервые были помещены знаменитые теоремы Дезарга и Паскаля. В геометрии известна прямая Симсона, на которой лежат основания перпендикуляров, опущенных из произвольной точки окружности, описанной вокруг треугольника, на его стороны.

175 лет
Николай Васильевич Бугаев (14 сентября 1837 – 11 июня 1903)
Русский математик. Один из основателей Московского математического общества, а также печатного органа этого общества – журнала «математический сборник». В педагогических работах Бугаев пропагандировал учет индивидуальных особенностей учащихся, деятельностный подход к обучению, преемственность между различными уровнями математического образования, потенциал эстетического и эмоционального воздействия математики на мотивацию учащихся и др. Его перу принадлежат учебные руководства для средней школы по математики, алгебре и геометрии. Наибольшей популярностью пользовались его задачники по арифметике для начальной школы.

Александр Николаевич Коркин (3 марта 1837 – 1 сентября 1908)
Русский математик. Вместе с П.Л. Чебышевым сыграл большую роль в организации Петербургской математической школы, воспитав поколение видных отечественных математиков. Его непосредственными учениками был А.Н. Крылов, Д.А. Граве, И.И. Иванов, К.А. Поссе, Д.Д. Мордухай-Болтовский и др.

150 лет
Давид Гильберт (23 января 1862 – 14 февраля 1943)
Немецкий математик-энциклопедист. В 1900 г. на Втором международном математическом конгрессе сформулировал знаменитый список из 23 нерешенных проблем математики, которые явились точкой приложения усилий математиков на протяжении всего XX в. Имя Гильберта можно встретить практически во всех разделах современной математики XX в.: Э. Цермело, Г. Вейль, Дж. Нейман, Р. Курант, Г. Штейнгауз и др. Он был общепризнанным мировым лидером математиков с середины 20-х годов XX в. Гильберт был уверен в неограниченной силе человеческого разума, убежден в единстве математической науки и естествознания.

125 лет
Сриниваза Айенгар Рамануджан (22 декабря 1887 – 26 апреля 1920)
Индийский математик. Не имея специального математического образования, получил замечательные результаты в области теории чисел. Сфера его интересов распространялась на магические квадраты, квадратуру круга, бесконечные ряды, разбиения чисел, гипергеометрические функции, специальные суммы и функции (ныне носящие его имя), определенные интегралы, эллиптические и модулярные функции.
Признанный в мире специалист по цепным дробям. Самым замечательным результатом в этой области является формула Рамануджана, в соответствии с которой сумма простого числового ряда с цепной дробью в точностью равна выражению, в котором присутствует произведение е на п.

125 лет
Дьердь Пойя (13 декабря 1887 – 7 сентября 1985)
Венгерский и американский математик. Пойя много работал со школьными учителями математики и внес большой вклад в популяризацию науки. На русском языке известны его книги: «Задачи и теоремы анализа», «Математика и правдоподобные рассуждения», «Как решить задачу?», «Математическое открытие».

125 лет
Яков Семенович Дубнов (30 ноября 1887 – 13 декабря 1957)
Русский математик и методист. С 1918 г. занимался вопросами перестройки школьного курса математики, работал в различных вузах Москвы. Член правления секции средней школы Московского математического общества, много лет сотрудничал в журнале «Математика в школе», инициировал создание сборника «Математическое просвещение». Написал ряд учебных пособий, среди которых большое значение для перестройки преподавания в средней школе имеют работы «Содержание и методы преподавания математического анализа в средней школе» (1960), «Беседы о преподавании математики» (1965) и др.

125 лет
Владимир Иванович Смирнов (10 июня 1887 – 11 февраля 1974)
Русский математик, выдающийся педагог и организатор науки, в течение 20 лет возглавлял Институт математики и механики Санкт-Петербургского университета, ныне носящий его имя; был президентом Ленинградского математического общества; членом редколлегий ряда специальных математических журналов и издательств; председателем Эйлеровской комиссии. Автор популярного пятитомного «Курса высшей математики» (1924).

100 лет
Александр Данилович Александров (4 августа 1912 – 27 июля 1999)
Русский математик и физик. Основатель советской школы геометрии. Открыв методы изучения геометрических свойств поверхности, расширил область геометрических исследований и решил некоторые классические проблемы теории поверхностей, доказал фундаментальные теоремы о выпуклых многогранниках и предложил новый, синтетический метод доказательства теорем существования. Автор монографий, научных статей, учебников для школ и вузов, публицистических статей, воспоминаний об ученых и философских эссе о моральной ценности науки.
Последним аспирантом А.Д. Александрова являлся Г. Перельман, который в 2002 г. доказал знаменитую теорему Пуанкаре.

100 лет
Борис Владимирович Гнеденко (1 января 1912 – 27 декабря 1995)
Русский математик, крупный ученый, блестящий педагог и популяризатор науки. Его «Курс теории вероятностей» выдержал несколько десятков изданий, переведен на многие языки и до сих пор активно используется, а «очерки истории математики в России» - одно из первых полных исследований по истории математики в нашей стране. Соавтор первого в нашей стране учебника по программированию (1961). Уделял большое внимание вопросам преподавания: руководил семинарами по программированному обучению, по вопросам преподавания в средней школе; был председателем секции теории вероятностей и математической статистики и секции средней школы Московского математического общества; принимал активное участие в издании журнала «Математика в школе».

75 лет
Владимир Игоревич Арнольд (12 июня 1937 – 3 июня 2010)
Русский математик, один из самых известных математиков в мире и самый цитируемый российский ученый (2009). Будучи учеником А.Н. Колмогорова, в 20-летнем возрасте решил тринадцатую проблему Гильберта.
Автор многочисленных научно-популярных работ, учебных пособий для учащихся и учителей математики.

75 лет
Игорь Фёдорович Шарыгин (13 февраля 1937 - 12 марта 2004)
Русский математик и педагог. Специалист по элементарной геометрии, популяризатор науки. Автор учебников, задачников и методических пособий для средней школы. Член редколлегии журнала «Квант», автор ряда статей и выступлений о кризисе образования в России. С 2005 г. ежегодно для школьников старших классов проводится Всероссийская олимпиада по геометрии им. И.Ф. Шарыгина.